Добрый день. В личных подсобных и небольших фермерских хозяйствах к самым ходовым техническим средствам относятся мотоблоки. Современный мотоблок сегодня называют главным механизированным помощником на приусадебном участке. Отсюда и высокий спрос на мотоблоки.
Если у вас уде есть мотоблок или мотокультиватор, не торопитесь покупать новый. Неисправный агрегат можно легко отремонтировать. Смотрите запчасти на мотоблоки МТЗ Беларусь https://ziplife.ru/ и другие модели. Специалисты магазина запчастей проконсультируют, помогут определиться с выбором.
Рассмотрим типичные сложности, которые ждут покупателя при выборе мотоблока.
Отсутствие консультантов, знающих технику не понаслышке
Мотоблоки продаются в специализированных торговых точках, в интернет-магазинах, в строительных гипермаркетах и даже на рынках.
Казалось бы, спроси продавца, и он поможет с выбором. Но традиционно мы продавцам не слишком доверяем. Во многих случаях это обоснованно, потому что найти продавца-эксперта – это что-то из разряда фантастики. Владельцы торговых объектов набирают на работу студентов, главной целью которых является сбыть то, что застоялось или имеет какие-то изъяны. От этого зависят их премиальные. Всегда помните об этом.
Чаще всего менеджер в магазине разбирается только в том бренде, который продает. И то в рамках скудной информации из рекламного буклета. И уж совсем маловероятно, что он одновременно понимает нюансы сельхозпроизводства. Машина рассматривается и предлагается клиенту исключительно с точки зрения технических характеристик.
При этом крайне редко принимаются во внимание конкретные работы, которые она должна выполнять, и, собственно, качество этих работ. А ведь покупатель желает приобрести не лошадиные силы, стойкую покраску и богатый выбор сменных рабочих органов, а надежный и недорогой в использовании инструмент для решения повседневных задач. И совсем не факт, что более мощный и красивый мотоблок под эти задачи будет подходить лучше.
Мотоблок как и какой выбрать?
Итак, перейдем к советам:
- С целью покупки мотоблока обращайтесь только в специализированный магазин садовой мототехники и в тот, что торгует моделями от разных производителей.
- Выбранная торговая точка должна располагать натурными образцами. Важно, чтобы у вас была возможность приехать и на складе или выставочной площадке «живьем» посмотреть будущую покупку. Чего точно не следует делать, так это выбирать мотоблок, ориентируясь на картинки в интернете.
- Если нашли консультанта, которому доверяете, ведите себя с ним в буквальном смысле слова как с врачом. Расскажите ему вообще все. Дело в том, что часто покупатели совершают ошибку, начиная «секретничать». То есть не поясняют, какого размера участок, какие культуры на нем выращивают и на каких площадях, а главное, для какого типа работ более всего нужен мотоблок. А ведь без этой информации очень сложно поставить диагноз и назначить лечение.
Мотоблок и мотокультиватор – в чем разница?
Проблема терминологии. Часто культиваторы называют мотоблоками и наоборот. На самом деле представленные на рынке культиваторы и мотоблоки относятся к разным машинам.
Культиватор – техника со скудным функционалом. Изначально культиваторы разрабатывали для решения одной задачи – обработки почвы. Вместо колес у таких машин фрезы. Иногда к ним можно подключать небольшой легкий плуг или окучник. Об активном навесном оборудовании: дровоколе, косилке, водяных помпах, картофелекопалке и т.д. – речь не идет.
Для хозяина усадьбы, которому нужно весной один раз прорыхлить землю на шести сотках, культиватора может быть и достаточно. Можно найти даже легкую электрическую модель. Но если территория больше, культиватор бесполезен.
Культиватор с рынка как класс техники уходит. Это результат того, что по цене современные культиваторы не сильно уступают мотоблокам. А вот по функционалу существенно отстают.
Современный мотоблок может работать с теми же самыми фрезами, что и культиватор, плюс выполнять огромный пул работ: грузоперевозки, снегоуборочные работы, колка дров и т.д.
Мотоблок в отличие от культиватора отличается наличием механизма привода активного навесного оборудования.
Каким компонентам доверять?
Весь массовый рынок надо разделить на несколько категорий. Это, прежде всего, техника китайская и заводы постсоветского пространства (белорусские, украинские, российские). Но! Часто под видом отечественной предлагают чисто китайскую технику лишь на основании того, что сборку из машинокомплекта сделали на территории бывшего СССР. Такую технику следует считать именно китайской, несмотря на «родные» названия торговых марок.
Особняком стоят европейские и японские производители, продукция которых заметно дороже.
Китайская ниша рынка обычно представлена одними и теми же компонентами. При этом китайская техника более или менее надежна. Беда в том, что на нее клеят любые ТТХ: некоторые импортеры не брезгуют переклеиванием наклеек с неверными данными. Отсюда вытекает следующий совет – выбирайте технику, на элементах которой есть гравировки, выбитые серийные номера и т.д. То есть такую, где каждый элемент можно идентифицировать.
Машины из Поднебесной часто огорчают низким качеством металла. Техника выглядит эффектно, но многие ее комплектующие сделаны из дешевого порошкового металла. Чугунные редукторы трескаются на второй год эксплуатации, начинает течь масло.
Качество сборки также хромает. Рама гасит напряжения и делает конструкцию заметно надежнее. Поэтому следующий совет таков – при выборе мотоблока в первую очередь смотрите на модели с рамой. Если в машине все элементы прикручены прямо на редуктор, жесткость конструкции будет хуже. Со всеми вытекающими, как масло, проблемами.
Но наш человек склонен к экономии, а потому часто выбирает самое дешевое предложение на рынке. Не делайте так. Самые дешевые машины собраны из самых дешевых в оптовой закупке компонентов. Эти компоненты не всегда надежно и хорошо сочетаются друг с другом. У дешевых машин часто нет выбора навесного оборудования. То есть плуг, окучник и фрезы имеются, а активного оборудования не найти. Или оно есть «по каталогу», но в реальности дозаказать его невозможно. Здесь можно посоветовать при покупке техники всегда задавайте себе вопрос: а почему эта модель стоит так дешево?
Классы мотоблоков
Ассортимент мотоблоков состоит из техники трех классов:
- Легкий: масса – до 70 кг. Это вариант для дачников. С таким мотоблоком справится даже подросток. Компактный размер этих машин позволяет обрабатывать почву вокруг деревьев, столбов, возле теплиц или фундамента дома. Такой мотоблок не займет много места при хранении;
- Средний: масса – примерно 100 кг. Такая техника предназначена для обработки почвы на участках от 5 соток до гектара. Есть возможность использования навесного оборудования;
- Тяжелый: масса – 180-250 кг. Это профессиональная техника. Такие модели сложнее и дороже младших классов, да и навесное оборудование к ним более дорогое. Мотоблоки тяжеловесы предназначены для работы на участках площадью больше гектара. По сути, тяжелый мотоблок – это почти мини-трактор.
О моторах мотоблока
Распространенное ошибочное мнение – чем мощнее мотор, тем лучше техника. На самом деле для 40 соток достаточно мотоблока мощностью 6,5 лошадок.
При покупке мотоблока важно уточнить, реальна ли заявленная мощность, например, 18 л.с.
Совет – не давайте вскружить себе голову фантастическими характеристиками.
Кстати, то, что ранее мы критично отозвались о китайской технике, вовсе не означает, что вся она негодная. Китай большой и разный. Во многих моделях российских мотоблоков стоят китайские двигатели хорошего качества. Тут важна репутация: крупные производители, которые проектируют собственные мотоблоки, ею дорожат и используют проверенные двигатели хорошего уровня.
Многие двигатели престижных марок, в том числе Honda и Yamaha, могут собираться в Китае. Это нормально, вопрос в том, кто и как следит за качеством.
Обычно хорошего китайского мотора хватает на 7-10 лет. Моторы Honda служат 10-13 лет.
Но не любой мотор, например, Honda одинаково полезен. Есть модели одинаковой мощности, но разных серий – грубо говоря, «коммерческие» и «бытовые».
Часто покупатели делают неосознанный выбор, взяв под тяжелые работы относительно недорогой мотор «бытовой» серии, которая дороже в эксплуатации за счет меньшей надежности и ресурса, заложенных еще на этапе проектирования.
Мотоблок по типу привода
С валом отбора мощности связаны самые колоссальные неприятные сюрпризы, с которыми можно столкнуться. На сайтах интернет-магазинов могут писать, что техника продается с ВОМ. Но часто покупатели даже не знают, что такое ВОМ и зачем он нужен, хотя требуют его обязательного наличия.
Покупатель, помни: ВОМ — это, возможно, ширма. Другими словами, визуально он есть, а оборудования под него нет. Когда говорят, что «вот же оно, оборудование», – не верьте, а проверьте. На нашем рынке случается и такое, что кустари берут ременные косилки, делают какие-то угловые редукторы, переходники с кучей ремней и трубок и выдают это за навесное оборудование к ВОМ. Представляете, какие там потери мощности?
Поэтому актуален такой совет – мотоблок с ВОМ должна быть только от известного и престижного бренда.
Удачи всем и крепкого здоровья!